Как осмыслялись скорби и трудности в христианстве, где высшее благо — божественная любовь?
Сегодня все чаще высказывается мысль о том, что жизнь человека должна идти ровно, гладко и без особых потрясений, от любых душевных и физических мук необходимо как можно быстрее избавляться. Такая точка зрения основана на идее комфорта как высшего блага. А как осмыслялись скорби и трудности в христианстве, где высшее благо — божественная любовь?
После принятия христианства в IV веке и до конца первого тысячелетия, когда в христианстве окончательно была сформулирована догматика, сложились и основы отношения христиан к скорбям и трудностям. Христианские мыслители много думали о том, почему человеку посылаются сложности и как на них реагировать.
Причин трудностей несколько. Прежде всего жизнь в принципе неустойчива, в ней нет ни постоянных радостей, ни постоянного горя; сегодня трудности, завтра радости — таков естественный ее ход, нет ничего надежного и устойчивого.
Далее, христианину нужно много работать и преодолевать себя для того, чтобы быть готовым войти в Царство Божье, — без трудностей это невозможно; расслабленная жизнь здесь, на земле, приведет к тому, что человеку Царство станет просто неинтересно и не нужно. Христианин теряет бдительность от искушений, которые предлагает мир, утрачивает нужные навыки; как отмечал епископ Василий Великий (IV век), «удовольствия отнимают твердость, роскошь изменяет мужество».
Причиной напастей может быть дьявол, завидующий праведнику, указывал Иоанн Златоуст. Соответственно, случившиеся испытания — это индикатор мужества и стойкости христианина, противостоящего врагу; малодушие сразу показывает недостаток веры, и, как указывал христианский писатель Исайя Египетский (V век), оно — корень греха и падения.
Скорби могут быть способом, которым Бог исправляет нашу жизнь, поводом к покаянию, к размышлению над тем, правильно ли мы живем. Трудности в данном случае не столько наказание в юридическом смысле, сколько необходимая медицинская процедура, которую Бог производит над сердцем.
Как же реагировать на то, что все в жизни идет наперекосяк? Прежде всего точно нельзя отчаиваться — и потому, что отчаяние подрывает силы и замыкает человека на себе самом, и потому, что вся наша жизнь — в руках Божьих.
Известный духовный писатель Дорофей Газский (VI век) отмечал, что главное, на что нужно опираться в жизненных трудностях, — это вера в Божий промысел, в то, что ничего не происходит просто так, все Бог направляет ко благу людей. Именно поэтому нужно благодарить Бога во время испытаний: пусть мы пока не понимаем, зачем и почему это нужно, но мы исповедуем благость Божью и заботу Господа о нас. Василий Великий советовал сначала спрашивать Бога о причинах бедствий, а только потом просить о том, чтобы они были удалены.
Эпоха Реформации, период радикальных общественных перемен и нестабильности, способствовала серьезной рефлексии по поводу причин скорби и должной на них реакции. Мартин Лютер в своей «Домашней постилле», вполне в духе предшествующей традиции, отмечал, что трудности посылаются ради исправления человека, испытания его веры, приобщения его ко Христу и Его страданиям. Англичанин Томас Мор, автор знаменитой «Утопии», в своем произведении «Диалог об утешении среди невзгод», которое он написал, находясь в Тауэре из-за конфликта с королем Генрихом VIII, указывал, что трудности проистекают по нашей вине, то есть из-за нашего недомыслия и небрежности, по причине греха и для проверки нашего терпения.
Постоянное процветание расслабляет человека, заставляет его забыть о Боге, писал испанский поэт и богослов Хуан де ла Крус. Напротив, скорби дают возможность смириться перед Богом (английский проповедник Ричард Бакстер), отвергнуть ветхого Адама (основатель квакерского движения Джордж Фокс), полностью примирить свою волю с волей Божьей (испанский священник Мигель де Молинос).
Только к Богу следует прибегать при любых трудностях и всегда держать в уме, что Господь всегда за нас, указывал знаменитый католический проповедник и миссионер Франциск Сальский. Нужно всегда помнить, полагал известный пуританин Ричард Сиббс, что у нас самих нет никаких сил, вся наша сила — от Бога, который нас спасает. Известный католический деятель Игнатий Лойола предлагал представлять себе, сколько Христос претерпел за нас; англиканский епископ Льюис Бейли рекомендовал вспоминать, сколько благ Бог обещал тем, кто все преодолеет ради Него.
Если люди переживают скорби из-за грехов, то им необходимо строгое обличение. В пуританских колониях Новой Англии во второй половине XVII века возник жанр иеремиады (от имени пророка Иеремии) — обличительной проповеди во время каких-либо бедствий с пророчеством о грядущей более суровой каре за грехи. Яркий образец этого жанра — проповедь священника Инкриса Мэзера «Приближается день смятения» (1673). При этом сохраняется надежда на спасение и милосердие Божье.
ХХ век с его невиданными страданиями от мировых войн, гонений на христиан и попыток уничтожить целые народы дал еще один разворот теме страданий — Бог находится не «над схваткой», а прямо в центре скорби, со страдающими и умирающими людьми. Корейская теология минджун ставит в центр идею коллективного страдания, но не пассивно-обреченного, а активного, мужественно переносимого народом по примеру Иисуса Христа. О необходимости страдания как следования крестному пути Христа пишет душепопечитель Ларри Крабб, полемизируя с той светской психологией, которая пытается убрать страдание из человеческой жизни; открыто об этом говорил и Билли Грэм: «Комфорт и богатство никогда не могли обогатить мир так, как это делали бедствия»
Таким образом, страдания, скорби и трудности для двухтысячелетней мысли и опыта — это норма и необходимость, связанная и с нашей нуждой в исправлении, и с тренировкой терпения и доверия Богу, посему «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр 12:1–2).
Автор статьи — Оксана Куропаткина,
религиовед, кандидат культурологии, преподаватель курса «Миссия - труд - служение».
Статья была опубликована в журнале «Решение» в 2020 г.