Невозможно представить себе сегодняшнюю жизнь без такого важного элемента, как образование. Оно является неотъемлемым атрибутом современного общества и индикатором уровня его развития. Чем более развито общество, тем более организованной и продуманной системой образования оно обладает.
XX век с его мощными секуляризационными процессами оказал сильное влияние на содержание образования. Тем не менее сегодняшнее образование своими методами, формами и подходами обязано Реформации и тем идеям, которые она привнесла в европейскую цивилизацию, определив на несколько столетий вектор ее развития. Реформация повлияла на все известные и привычные нам сегменты образовательной системы, а некоторые из них и вовсе обязаны ей своим появлением. На первый взгляд это суждение кажется преувеличением, но, обратившись к истории, легко убедиться в его обоснованности.
Реформация унаследовала от Ренессанса ряд ценностей, ставших для нее основополагающими. Прежде всего это взгляд на самого человека и на отношения между человеком и Богом. Человеческая жизнь в эпоху Реформации приобрела гораздо большую значимость, чем в Средневековье. Гуманисты, помещавшие человека в своей картине мира во главу угла, трансформировали представление о социальном устройстве общества. Появились новые, не существовавшие до того времени профессии. Поменялась сословная структура общества. Богословие Реформации заложило основание для дальнейших изменений.
Стремление к просвещению, зародившееся в недрах гуманизма, было характерно и для реформаторов. Ведь без образования нельзя было изучать Библию — главный духовный авторитет в вопросах веры. Чтобы это стало возможным, текст Священного Писания перевели на национальные языки народов Европы. В 1522 году Лютер сделал свой знаменитый перевод Нового Завета на разговорный немецкий язык. Но это был далеко не первый перевод. До этого уже существовал английский перевод Джона Виклифа, французский перевод Пьера Вальдо, чешская Библия. Параллельно с Лютером делал свой перевод на белорусский язык уроженец Полоцка просветитель Франциск Скорина1.
Перевести Библию на национальный язык было делом необходимым, но не достаточным. Для того чтобы она стала доступной людям и под воздействием Писания они могли стать добропорядочными христианами, необходимо было, согласно Лютеру и Кальвину, ввести всеобщую грамотность. Для преодоления народной инертности Лютер даже предлагал князьям использовать свою власть, чтобы принудить немцев из низших сословий хотя бы несколько раз в неделю приводить своих детей в школу для получения начального образования.
С середины XVI века под влиянием реформационных процессов в ряде государств Европы возникли сети начальных (элементарных) школ. Они были организованы практически при каждой протестантской общине и решали сразу две задачи: просветительскую и религиозную. В них детей обучали счету, письму и чтению на родном языке, а также латыни, катехизису и церковному пению. Роль учителей была возложена на пасторов, проповедников и других духовных лиц. В качестве учебного пособия для школ массово печатались протестантские катехизисы, излагавшие основы христианства.
Создателем классно-урочного подхода в обучении, по сей день остающегося системообразующим в мировом образовании, считается епископ Чешского братства2 Ян Амос Каменский. Однако уже в 1528 году, до разработок Каменского, классно-урочный метод был применен другом и ближайшим соратником Лютера Филиппом Меланхтоном в созданном им Саксонском учебном плане. К двум существовавшим ступеням школьного образования — начальной и старшей школе — Саксонский учебный план добавлял третью — высшую школу, куда из старшей школы переводились наиболее способные ученики. Таким образом, именно Меланхтон стал родоначальником принципиально нового учебного заведения — гимназиума.
Позже, в 1538 году, идеи Меланхтона использовал другой немецкий педагог — Иоганнес Штурм. Он организовал гимназическую школу в Страсбурге, на два столетия ставшую эталоном для всех европейских школ. Эта школа была местом новаций: именно в ней впервые было введено десятилетнее обучение и впервые был поставлен эксперимент по массовому обучению детей в средней школе.
Изменился и подход к высшему образованию. Во многих университетах начиная с Оксфорда, где преподавал Джон Виклиф, и заканчивая Пражским университетом, ректором которого был Ян Гус, при сохранении в основном прежних форм обучения содержание образования претерпело серьезные изменения.
Но самые значительные изменения стали происходить с двадцатых годов XVI века, когда Реформация начала набирать обороты. В Германии они начались с Виттенбергского университета, возглавляемого Лютером. Затем были открыты Марбургский университет (1527), Кёнигсбергский университет (1544); в 1556 году Гейдельбергский университет преобразован в Высшую школу евангелизма. Волна реформационных изменений охватывала все новые и новые университеты, которые становились кузницей протестантской элиты. Шведская корона, приняв лютеранство, реформирует два своих университета — в Стокгольме и Упсале, а позже открывает еще несколько. То же самое происходит с университетами Дании и Норвегии.
Реформаторская деятельность Жана Кальвина в Швейцарии была сосредоточена на Женеве, но этим городом она не исчерпывалась. Его миссионерские замыслы привели к созданию в 1559 году Женевской академии (ныне Женевский университет). В Лозанне подобное заведение было открыто еще раньше — в 1537 году. Ульрих Цвингли тоже организовал в Цюрихе Высшую богословскую школу (1525), которая со временем стала университетом.
Английские пуритане у себя на родине сто лет испытывали жесткие преследования, заставлявшие их эмигрировать. В первую волну эмиграции пуритане познакомились с учением Кальвина, вторая привела их в Голландию, а третья заставила перебраться через океан. Так появилась Новая Англия, и европейская Реформация перекинулась на другой континент. Освоение новых земель для этих упорных и трудолюбивых людей не ограничилось предпринимательством, ими были основаны Гарвардский и Йельский университеты. Йельский университет учредили в 1640 году десять пуританских священников — выпускников Гарварда. Они задумали сделать учебный процесс в новом университете более коллегиальным, чем это было принято в университетах Англии. В основополагающих документах Гарвардского университета (1636) записано: «Главная цель жизни и обучения студентов — познание Бога и Христа, который есть жизнь вечная».
Позднее, в 1840 году, сын пастора немецкий педагог Фридрих Фрёбель положил начало отдельной сфере педагогики — дошкольному воспитанию. В немецком городе Бланкенбурге было открыто первое детское дошкольное учебное заведение, которое он назвал детским садом. В центре методологии была игра, которая, по мнению Фрёбеля, помогала детям развиваться. Главной целью такого развития было раскрытие внутренних особенностей ребенка. Развитие в детском саду должно было носить всесторонний характер. Играя, ребенок раскрывал свой внутренний мир и познавал Бога, открывая сущность всех вещей. В основание своей системы Фрёбель положил идеи Песталоцци, которым дал богословское обоснование.
Таким образом, идеи Реформации существенно изменили все ступени образования начиная с детского сада и заканчивая университетом.
1Языком, на который Франциск Скорина перевел свою Библию руску, по мнению многих лингвистов, стал белорусский извод церковнославянского языка. 2Представители чешской Реформации.
Автор статьи — Сергей Толоконников, Магистр богословия, пастор церкви «Дом Отца», преподаватель курсов Евроазиатской богословской семинарии.