Пустыня — это не только один из ландшафтов библейской географии. Это еще и мощная метафора в контексте отношений Бога с человеком и со Своим народом. Путь израильтян из египетского рабства в Землю обетованную проходил через пустыню. В пустыне Давид скрывался от Саула, ожидая, когда Бог исполнит Свое обещание и утвердит его царем над Израилем (см.: 1 Цар 25; Пс 62 и др.). Пророки Осия (см.: Ос 9:10; 13:5), а затем Иеремия (см.: Иер 2) описывали пустыню как место встречи Израиля с Господом, где они испытали Его любовь. Но пустыня и место отступничества, где Израиль изменял своему Божественному Жениху. Через пустыню пролегал путь Божьего народа из вавилонского плена в свою землю, которую надлежало восстановить (См.: Ис 43:19–20). Пророк сравнивал народ Израиля с пустыней, которая однажды расцветет благодаря излиянию Божьего благословения (см.: Ис 35). Иоанн Креститель «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк 1:80), и служение свое он также совершал «в пустыне Иудейской» (Мф 3:1). Наконец, Иисус начал Свое служение с искушения в пустыне, куда Он был ведом Духом Святым сразу после крещения от Иоанна (см.: Мк 1:12–13).
Все эти очень разные эпизоды истории взаимоотношений Бога со Своим народом в пустыне имеют общие черты. Во-первых, у пустыни двойная природа. С одной стороны, это определенно не то место, где можно и нужно жить: Бог не предназначил Своему народу «пустынное» существование. А с другой — Бог Сам ведет нас в пустыню, она — необходимый этап нашей жизни, развития наших отношений с Ним. Нет пустыни — нет и не может быть настоящей близости с Богом! Во-вторых, пустыня — это преддверие обетования, будь то обетованная земля, обетованный Мессия или предназначенная человеку Богом миссия. Иначе говоря, пустыня свидетельствует, что исполнение обетования близко! В-третьих, пустыня — это место, где Бог особым образом трудится в сердцах Своих детей. И от того, как мы отреагируем на Его труд, будет зависеть результат: либо мы войдем в приготовленное нам благословение, либо пустыня станет местом нашего поражения (см.: 1 Кор 10:5). Иными словами, пустыня свидетельствует о приближении исполнения обетования, но не гарантирует его. Ведь прежде надо «выдержать экзамен», позволить Богу совершить в нас те изменения, ради которых Он и проводит нас через пустыню.
Апостол Павел проводит аналогию между событиями Исхода и Божьим действием в жизни любого из нас (см.: 1 Кор 10:11). Путешествие израильтян из Египта в Ханаан, если мы проведем аналогию, поможет нам понять, что делает Бог в нашей жизни, для чего Он отправляет нас в «пустыню».
Уже в те далекие времена между Египтом и странами «плодородного полумесяца» была проложена дорога, служившая торговой артерией. Из земли Гесем, где жили евреи, до границ Земли обетованной прямого пути менее 500 км. Освободившись от рабства, израильтяне могли бы добраться до Ханаана меньше чем за месяц. И, конечно, Бог, совершивший столько чудес в Египте, мог обеспечить им немедленное завоевание этой земли. Но Бог не ведет Свой народ прямой дорогой, вместо этого Он уводит Израиль далеко в сторону — в пустыню. Цель Бога — превратить толпу сбежавших рабов в народ, который всей своей жизнью явит Его славу. Для этого Израиль получит Закон и научится жить в соответствии с этим Законом.
На практике все это происходит и в жизни каждого из нас. Сначала Бог являет нам особую благодать: чудесным образом освобождает нас от зависимости, с которой мы долгое время боролись, разрешает проблемы, которые нам казались непреодолимыми, помогает наладить давно испорченные отношения. Мы переживаем огромную радость от Его близости и проявлений Его силы и любви. Такие периоды благодати мы проживаем не только в первые недели после нашего обращения к Христу, они даруются нам и потом, если мы действительно идем за Ним. Они свидетельствуют о том, что Бог подготовил для нас новый уровень благословения и ответственности. И мы часто ожидаем, что взойдем на этот новый уровень, что называется, на волне Его благодати.
Но зачастую эта благодать ведет нас «в пустыню, для искушения от диавола» (Мф 4:1). Внезапно то, что еще вчера казалось легким, вдруг становится неподъемным. Молитва поднимается не выше потолка. Открываешь Библию — и видишь там какие-то слова. Нет сил двигаться вперед, а искушения, как назло, становятся все сильнее. Кажется, что где-то ты совершил ошибку, и поэтому ушла благодать. Иногда это действительно так, но чаще причина кроется в другом: это Бог повел нас «в пустыню», чтобы приготовить к новому уровню жизни и служения.
Что происходит в пустыне? Ничего. И именно это самое трудное. Повседневная рутина никуда не делась, и нет ничего, что указывало бы на скорое исполнение обещанного Богом. Только рутина и постоянная борьба с искушениями, которые, казалось бы, давно преодолены. При этом с каждым днем исполнение обетования, как нам кажется, все более отдаляется — мы не приближаемся к Земле обетованной, а удаляемся от нее! Люди, которые проходят такие этапы в своей жизни, часто повторяют: «Пусть Бог мне покажет, что Он делает! Я же могу сознательно двигаться Ему навстречу!» Но Бог ничего не показывает, ничего не говорит, лишь напоминает слова Писания о том, что нужно «с терпением проходить предлежащее нам поприще» (Евр 12:1).
В «пустыне» происходит то, что не в силах сделать сам человек: умирают наши амбиции, наша плотская привязанность к тем дарам, которые для нас приготовил Бог. Если бы евреи сразу оказались в Ханаане, они бы его превратили в малый Египет — с той лишь разницей, что теперь они были бы не рабами, а господами. Им нужно было освободиться от рабского мышления, стать такими, какими их задумал Бог, — «народом Господним», и примером своей жизни явить миру Божью справедливость и святость. У Израиля ушло на это 40 лет. Преодоление плотских амбиций — длительный путь, и его невозможно сократить за счет волевого усилия или сознательной работы над собой. Мы можем лишь довериться Богу — и это будет самый быстрый и относительно безболезненный путь. Он знает, что будет способствовать исцелению моего сердца и изменению моего характера. Именно тогда, когда мне кажется, что ничего не происходит, когда тает надежда на исполнение обетования, Бог наиболее интенсивно трудится в моем сердце, благодаря чему я обретаю способность войти в Его благословение.
Мы не можем помочь Богу и ускорить это действие. Но замедлить, помешать или даже свести Его работу на нет мы можем легко. Пример израильтян показывает, что для этого не нужно особых усилий: ропот и недовольство, поверхностное отношение к греху, разочарование в Божьих обетованиях и согласие на что-то меньшее, но более «реальное» — вот наиболее частые причины, «благодаря» которым мы так и остаемся в пустыне. Пока Бог работает в наших сердцах, нужно бодрствовать, чтобы эти искушения не завладели нами и не лишили нас возможности принять обетования. Именно на этом нужно сосредоточиться, проходя свою пустыню.
Небесный Отец! Я благодарю Тебя за то, что Ты приготовил для Своих детей жизнь во всей полноте Твоих благословений. И Ты показал, что путь к этим благословениям пролегает через пустыню, через период Твоего особого труда в наших сердцах, благодаря которому мы становимся все более похожими на самих себя — таких, какими Ты нас задумал. Я благодарю Тебя, что в эти непростые этапы жизни Ты особенно близок к нам, даже если мы этого не ощущаем. Я прошу Тебя, благослови всех тех, кто сейчас проходит свою пустыню, дай им сил не сдаваться, продолжать доверять Тебе, даже если все обстоятельства против них, укрепи их, чтобы они не соглашались ни на что меньшее — лишь на Твои обетования! Боже, благослови, чтобы как можно больше Твоих детей могли войти в полноту Твоих благословений и явить в этом мире Твою славу! Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь!
Автор: Михаил Владимирович Дубровский, пастор церкви «Дом Отца», богослов, координатор движения «Бизнес как миссия», автор и преподаватель курсов Евроазиатской богословской семинарии