Может ли психология быть духовной? По большей части для христиан этот вопрос остается открытым. Есть церковные люди, для которых психологический подход к решению проблем человека — это полная противоположность подходу духовному или душепопечительскому. Однако проблема заключена не столько в отношении христиан к психологии, а в том, как мы понимаем духовность.
Слово «духовность» за последние 20 лет вошло в наш обиход, однако понимают его люди далеко не однозначно. Служители церкви, писатели и ученые-интеллектуалы предложат свои, часто взаимоис-ключающие, определения.
Большинство христиан, впервые соприкоснувшихся с духовностью в церкви, понимают ее как общение с Богом через молитву, Писание и общинную жизнь. Но Бог приготовил нам для чтения как минимум две книги, в которых отражен Его Дух и о которых Михайло Ломоносов сказал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной он показал Свое величие, в другой — Свою Волю. Первая — видимый этот мир, Им созданный. Вторая книга — Священное Писание». А классики отечественной христианской философии, такие как Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Семен Франк, глубоко верующие христианские мыслители Серебряного века, к проявлениям духовности относили и свободу, и творчество, и даже красоту.
Если это так, то воплощение творческого дара в нечто прекрасное и обогащение культурного наследия человечества все же каким-то образом соприкасаются с областью духовного. Но уж тогда и способность ученых силою мысли постигать глубины мироздания тоже принадлежит этой сфере.
Что же мы видим сегодня? Наука подчас пренебрегает духовными традициями. Среди тех, кто усердно посвящает себя молитвам и постам в церкви, иногда встречаются люди, которые ведут себя невежественно. А художественный талант и удивительные плоды полета мысли нередко могут уживаться в человеке с глубинами нравственного падения и разложения. Поэтому подход противопоставлений в прояснении сущности духовности неконструктивен.
Людей привлекает целостность и гармония, иначе говоря, здоровье — как в окружающем мире, так и в самом человеке. Сегодня много говорится обо всем этом. Но здоровье, на мой взгляд, не сводится лишь к психофизиологическим характеристикам, а представляет собой целостность, в обретении которой духовная составляющая играет ведущую роль.
Как же лучше всего описать духовность, чтобы сохранить целостный подход и христианское мировоззрение? Как, говоря о духовности, примирить достижения современных наук, изучающих человека, и христианскую традицию духовного поиска? Библия нам дает основу для такой модели — образ Божий, по которому человек изначально создан. Что мы узнаём о Боге через Писание? Бог замысливает и претворяет замыслы в реальность — и человек по образу Творца способен к творческому полету мысли и к труду. Бог — Законодатель в сфере добра и зла, и человек — по Образу Его — наделен совестью. В Писании мы видим, как Бог проявляет чувства, — и для человека они являются неотъемлемой частью жизни.
Исследуя человека и стараясь понять, какова его внутренняя организация, психологи изучают эмоциональную, потребностно-мотивационную, когнитивную, волевую и другие сферы личности. Целостность человека, в которой центральное положение занимает духовность личности, можно представить в виде цветка, где духовность — сердцевина, соединяющая все лепестки — сферы личности. Оборванные или засохшие лепестки делают цветок некрасивым, а ущербность сердцевины — духовности — лишает человека цельности и здоровья. Николай Бердяев писал: «Дух есть начало синтезирующее, поддерживающее единство личности» (Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. О назначении человека. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998. С. 324).
Но возвратимся к начальному вопросу о духовности психологии. Если под духовностью мы понимаем религиозные практики, то, конечно, психология не духовна. Если же мы смотрим на духовность как на интегральную характеристику личности человека, то психология имеет прямое отношение к духовности.
Служители церкви, занимающиеся душепопечительством, могут отрицать или признавать использование психологического знания в работе с людьми, но вольно или невольно они его используют. Психология описывает человеческие реакции, стереотипы поведения, предпочтения и страхи, и в рамках разных психологических подходов эти описания могут быть разными. Вопрос о совместимости психологии с душепопечительством мне представляется слишком упрощенным, подразумевающим лишь два ответа — да или нет. Вопрос этот нужно ставить иначе: какие психологические методики полезны для использования вместе с душепопечительством, а какие противоречат христианскому мировоззрению? Дифференцированная оценка разных психологических школ поможет найти достойное применение достижениям психологии в христианском сообществе.
Молясь за исцеление, христиане не видят противоречия в том, чтобы пойти к врачу. Медицина в совокупности с молитвой могут быть значительно эффективнее, чем молитва и лечение по отдельности. Таким же образом стоит подходить и к психологии. Душепопечитель, помогающий человеку разрешить свои внутренние проблемы и сложности во взаимоотношениях, обращает человека к трансцендентному источнику, но это не мешает ему использовать подходящие психологические методики.
Духовность многогранна, поэтому комплексный и здравый подход способен принести больше пользы, чем практика психологической помощи или душепопечительства по отдельности. Христианам-психологам нужна помощь в том, чтобы лучше понимать духовный аспект своей профессиональной практики. А служителям церкви, заботящимся о людях, следует четче осознавать границы своей компетенции, чтобы при необходимости объединять усилия с другими профессионалами.
Автор: Алексей Горбачев