По дороге к метро я прохожу мимо православного храма. Среди просящих милостыню обращает на себя внимание одна женщина, продающая картины. «Помогите слепнущей художнице!» — время от времени восклицает она. Картины, с которыми она приходит, остаются неизменными на протяжении долгого времени — цветы в вазе. То ли не покупают, то ли рисует она один сюжет. Как оказалась она в таком бедственном положении? Почему, имея ремесло художника, она не может выбраться из нищенского состояния? Глаза ее пусты, и нет в них никакой надежды, иначе такое состояние называют депрессией.
В обыденной речи это слово встречается довольно часто. Люди обозначают им подавленное состояние разной степени тяжести. Профессионалы более осторожно используют этот термин, говоря о депрессии как о тяжелом психическом расстройстве, выбивающем человека из обычного образа жизни, нарушении режима питания, сна, работы. Случаи клинической депрессии требуют лечения у психиатра, использования лекарственных препаратов и консультирования. Печальная статистика связывает депрессивное состояние с попытками ухода из жизни, именно поэтому депрессия особенно тщательно изучается и обсуждается специалистами. В среде верующих на депрессию смотрят двояко: кто-то воспринимает ее как тяжелую болезнь, другие видят в ней грех уныния и неверия в возможность изменения жизненной ситуации.
Среди психических заболеваний депрессия занимает одно из первых мест. Ученые выделяют множество факторов, ответственных за возникновение этого заболевания: наследственность, накопление стресса и переживание потерь, детские травмы, гормональные изменения в организме, замкнутость и неспособность обратиться за помощью к ближайшему окружению, привычка контролировать все, что происходит вокруг, и др. Надо отметить, что депрессивное состояние появилось не в XX веке, о нем можно прочесть, исследуя жизнь библейских героев.
Состояние бессилия и отчаяния испытывали пророки. Так, Самуил, пророк Господа с самых ранних лет, разочарованный неверностью Саула, проходит через тяжкие времена. Господь взывает к нему: «…доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем?» (1 Цар 16:1).
На страницах Псалтыри Давид изливает свои горести перед Богом: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» (Пс 41:6, 12; 42:5), «...а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа…» (Пс 37:14–15).
Пророк Илия, одержав победу над жрецами Валаама, услышал угрозы царя и впал в глубокую печаль: «...отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом» (3 Цар 19:4–5).
Пророк Иона после проповеди жителям Ниневии, которые искренне покаялись в своих грехах, был так разочарован произошедшим, что молился Богу: «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:3).
Плач Иеремии наполнен стенаниями и переживаниями пророка о судьбе своего народа: «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему» (Плач 1:1–2). Книга описывает состояния одиночества, бессилия, сокрушения и скорби, характерные для депрессии.
Будет преувеличением считать, что библейские герои страдали от депрессии в ее крайнем проявлении, но описываемые переживания показывают, что и высокодуховные люди могут быть подвержены депрессивному настроению.
Книга Екклезиаста пытается ответить на вопрос о смысле жизни человека. Некоторые ученые считают, что она написана зрелым человеком в состоянии «кризиса среднего возраста», когда происходит переоценка своих жизненных целей. Зачастую такая внутренняя работа сопряжена с провалом в депрессию. Хорошо, если ревизия приоритетов приводит к обнаружению подлинных ценностей, как у автора книги: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл 12:13). Но не все люди имеют твердое основание и убеждения. Возможно, именно по этой причине депрессия стала столь частым явлением современности.
Особо тяжелый случай депрессивных переживаний описан в Книге Иова. Иов, будучи праведным перед Богом, пережил потерю детей, своего имущества и здоровья. Современные исследования подтверждают, что люди, пострадавшие от потерь или пережившие личные трагедии, часто погружаются в состояние депрессии. Причем переживания имеют накопительный эффект. При наложении нескольких трагичных ситуаций переживания усугубляются. Именно такая ситуация и описана у Иова, когда в результате стихийного бедствия и нападения на его стада он потерял разом и близких, и имущество. Сложно утешить человека в такой ситуации. Он оценивает тщетность своих усилий и жизни, переживает горечь утрат. Особенно сложно ему понять причину произошедшего. Иов восклицает: «Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой. Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе?» (Иов 13:23–24).
Верующие люди часто говорят о неспособности молиться в такие моменты: «небо закрыто», «Бог отвернулся», «прохожу долиной смертной тени». Иов в своей скорби и печали желает только одного — чтобы Бог ответил ему. И действительно, как только Он отвечает, Иов оживает для новой жизни.
Как побороть в себе депрессивное настроение? Пока такое состояние длится недолго и воля еще живет в человеке, нужно принимать меры по всестороннему укреплению здоровья. Депрессия иногда связана с гормональной перестройкой организма, сбоем в работе нервной системы. Правильное питание, занятия спортом и физические нагрузки являются эффективными для профилактики депрессии. Физические упражнения не только снимают стресс, но и способствуют развитию нервной системы. В информационный век, когда многие проводят время в работе за компьютером, приходится прилагать усилия, чтобы двигаться и обеспечивать тело движением.
В отношении эмоционального состояния необходимо знать, что накопление негативных эмоций и постоянное переживание их через воспоминание и воображение усугубляют ситуацию. О своих эмоциях — радости и грусти — можно рассказать близким людям. Поэтому так важно иметь круг друзей или знакомых, у которых можно получить поддержку и понимание.
Попытки заглушить эмоции или убежать от них оказываются неэффективными. Алкоголь, наркотики и другие способы бегства помогают только временно снять напряжение, но сами по себе порождают множество проблем, загоняя человека в еще более глубокую депрессию. Если переживания накапливаются, будьте внимательны к вашим внутренним ощущениям. Не нужно бояться обращаться за помощью, консультацией или душепопечением, сам рассказ о ваших чувствах принесет облегчение. Наиболее эффективной помощь может быть, если человек обращается к Богу в молитве, духовно наполняется при посещении богослужений, чтении Библии и духовной литературы.
Духовные способы помощи при депрессивном настроении делают акцент на осмысленности жизни в согласии с Божьим замыслом, на понимании, что Бог благ и Он желает нам добра. Заповеди, сколь бы сложными они ни казались на первый взгляд, по сути, описывают наиболее здоровые пути взаимодействия с Богом и ближними. Если обстоятельства оказываются сложными или травматичными, Господь подсказывает нам наилучший выход. Часто для восстановления духовного здоровья требуется простить тех, кто причинил вам боль, или, напротив, покаяться и принести извинения тем, кому боль причинили вы. Покаяние и прощение освобождают нас от груза вины и придают силы жить по-новому.
В Библии мы читаем, что Господь обращается к людям в тяжелые минуты со словами ободрения, утешения и дарует надежду и смысл. Многие псалмы Давида начинаются с переживаний и плача, но заканчиваются славословием. В моменты нашей грусти и печали Бог особенно внимателен к нам: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс 33:19). Встреча с Господом возвращает человека к полноценной жизни. Иов говорит: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5). Иов жаждал услышать причину бедствий, а Бог указывает на Свою суверенную волю, по сравнению с которой человек ничтожен. Несмотря на такой ответ слова Бога приносят Иову необходимое утешение. Он знает, в чьих руках находится его судьба, и он доверяет Богу.
Надеюсь, что женщина-художница, с рассказа о которой началась эта статья, не будет всю жизнь стоять у храма, а когда-нибудь осмелится сделать несколько шагов, войти в храм и во Христе обрести веру и опору для жизни.
Автор статьи: Татьяна Горбачева, профессор богословия, кандидат психологических наук, преподаватель курсов: «Брак и семья», «Конфликтология», «Пасторское душепопечительство» и др.