Блаженство! У меня это восклицание чаще всего ассоциируется с состоянием гармонии и покоя, завершенности, удовольствием от хорошо выполненной работы. Однако Заповеди блаженства Иисуса парадоксально приравнивают блаженство не к состоянию полноты и удовлетворенности, а к состоянию сокрушения, плача, поиска, миротворчества и борьбы за правду. Как эти кризисные переживания могут быть восприняты положительно? В чем состоит их блаженство?
Одним из наиболее плодотворных периодов в распространении христианства было время служения апостолов, описанное в Книге Деяний. Становление ранней церкви происходило в неспокойное время. Например, в Деян 11:19–21 мы читаем о том, как проповедь Евангелия вышла за пределы Иерусалима: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу». Преследования и даже убийства верующих ревностными последователями иудаизма, в частности Савлом, нельзя назвать благополучным периодом или расцветом в истории христианства. Это было время религиозного кризиса, крушения ожиданий и смертельной опасности, но именно в это время ученики Христа увидели действие Духа среди язычников. Апостолы не осуществляли миссию в современном смысле слова — запланированную, продуманную, с избранием на нее лучших и подготовленных миссионеров и с сформулированными миссионерскими декларациями. Гонения были неожиданными, и апостолы просто старались избежать опасности, однако их перемещение способствовало распространению Радостной Вести за пределами Иерусалима.
Кризисные ситуации отличаются от обычных по степени контроля и предсказуемости событий, по степени согласованности действий людей. Когда обстоятельства известны, можно составлять планы и привлекать разных людей к участию в общем деле, контролировать результаты и вносить коррекцию в процессы. По мере усложнения ситуаций планирование затрудняется, потому что обстоятельства меняются и планы не реализуются. Тогда легче ставить цели, не фокусируясь, как именно их достигать, разрабатываются разные варианты развития событий. По мере нарастания неопределенности понимание, как действовать и жить, становится все сложнее, в какой-то момент наступает состояние хаоса, неспособности что-либо поменять и предсказать, — тогда каждый человек делает то, что считает нужным и возможным, нет согласованности действий.
В сложных ситуациях лучше работает коллективное мышление, а не одно, пусть даже гениальное мнение. Постановка плодотворных вопросов приносит больше пользы, чем упорный поиск ответов; иногда ответов не найти и требуются выдержка и спокойствие. Для принятия решений и действий важны ясные цели и ценностные основания, а не детальный контроль за происходящим. Продуманное и взвешенное решение важнее, чем просто реагирование на срочные вызовы. В ситуации опасности и кризиса взаимоотношения оказываются сильнее, чем организационная структура.
Хотя мы предпочитаем стабильность и полагаем, что в ситуации покоя мы контролируем окружающее, на самом деле степень нашего контроля явно преувеличена. То же самое и с согласием. Кажется, что мы живем в согласии и мире, но на поверку оказывается, что разногласия существенны, несогласные были недовольны и просто терпели. И по мере роста нестабильности обнаруживается все больше противоречий. Мы никогда не приближаемся к абсолютной определенности и согласию. Взаимосвязанность этих понятий обнаруживает себя в цикле развития, когда нестабильность вызывает разногласия, а они, в свою очередь, приводят к еще большей нестабильности. Осознавать это досадно, но именно в зоне неопределенности и умеренного разномыслия лежит наибольшая возможность для творческого развития и изменений1.
Осознание неопределенности, нелинейности и непредсказуемости жизни находит объяснение в категориях теории хаоса и процессах динамических изменений. Сложность социальных, экономических, информационных и других процессов привела к исследованию сложных систем и управлению рисками в математике и физике, позже — в экономике и менеджменте. Столь качественное изменение фокусировки исследований корректирует философские подходы к познанию. В постоянно меняющемся мире знаний, опытности и компетентности оказывается недостаточно. Они более не гарантируют стабильности и не обеспечивают способности действовать. Подход «знание — сила» работает только в границах предсказуемого мира, где понятно, что нужно знать и как глубоко. В эпоху изменений и сложных систем в качестве опоры предлагается другой подход — «незнание — сила». Он не дает уверенности и гарантированного успеха, а указывает на необходимость поиска и пробных действий, открытости к новым путям и возможностям. Прежде всего признание ограничений разворачивает людей к Богу, вызывает смирение. Пандемия CОVID-19 показала эти процессы очень ярко, когда стало очевидно, что многообразие происходящего гораздо шире нашего знания — и в биологическом, и в социальном аспектах. Смирение позволяет запустить поиск решения в ситуациях кризиса и неопределенности: как решить вопрос? кто может помочь? кто знает решение? какие возможности существуют? с кем нужно пообщаться? какие действия возможны? Открытость и любознательность запускают процесс исследования нового, его познание в процессе изменений, интеграции разных взглядов и сотрудничества.
Что мы можем сделать в ситуации неопределенности:
• молиться о понимании духовного смысла происходящего, обсуждать актуальность Слова в настоящем, распространять его для поддержки людей и созидания;
• обратиться к людям, имеющим отличную от нашей точку зрения, чтобы увидеть более целостную картину происходящего. Культивировать открытое обсуждение, конструктивное несогласие, не продавливать деструктивное согласие. В таких обсуждениях созидается ощущение принадлежности: чувство безопасности, понимание значимости своего вклада в общую работу;
• найти вариант консолидации усилий вокруг определенного мероприятия, формата или метода (проведение регулярных совещаний, обсуждение ряда вопросов, вебинары по конкретной тематике и др.), позволяющего сосредоточить внимание и ресурсы на конструктивном проживании кризиса;
• научиться на практике удерживать баланс между работой и отдыхом, действием и теорией, структурированием и свободой, изменениями и традициями и др. Обнаружение и компенсация рисков односторонних решений помогает удерживать баланс противоположностей и использовать их энергию;
• выделять людей, которые нестандартно действуют и принимают неожиданные решения. Именно они способны увидеть преимущества и возможности в неопределенности;
• воспитывать умение жить в ситуации неопределенности, недосказанности, открытость, способность отступить или предпринять исследование происходящего, терпеливо ожидать результатов.
На религиозном языке способность жить в ситуации неопределенности называется верой. В моменты, когда кажется, что земля уходит из-под ног, нужна именно вера — способность опереться на откровение или на внутреннее убеждение, зачастую не подкрепленное аргументацией извне. Она дает силы идти в неизвестное и преобразовывать поражение в победу. Вера дает основу и мотивацию там, где нет опоры на проверенное, надежное. Вера воспевается как способность сделать невозможное, преодолеть жизненные трудности и совершить духовный подвиг. В Послании к Евреям вся 11-я глава посвящена героям веры, людям, которые осмелились поверить в лучшее и действовать, исходя не из видимой реальности, а из духовной. С одной стороны, способность верить дается человеку как своего рода зерно одаренности, с другой — вера умножается по мере прохождения через жизненные трудности, их преодоление и укрепление духовной связи с Богом. В христианской вере есть лишь одна определенность: Бог. И Он выступает гарантом спасения человека.
Библия утверждает, что Господь благ и милостив ко всем. Да, есть много скорбей и горя, несправедливости и беззакония, но при этом Божья милость и благость перекрывает власть зла. Особенно сложно удерживать это убеждение посреди несчастий и бедствий. Сложно посреди шторма смотреть не на волны, а вверх! Когда человек переживает покой посреди волн, посреди грозы видит за тучами солнце, это укрепляет веру даже в самые тяжелые минуты. Вера пробуждается и укрепляется в молитве, когда Божье присутствие преображает душу и освобождает ее от удушья страха.
В своей «Исповеди» Блаженный Августин писал, что незнание — «матерь восхищения»2, след соприкосновения с Божественной жизнью, с чудом как «экстазом реальности», который не может происходить по воле человека: «Ты был глубже глубочайшего моего и выше высочайшего моего»3. Глубина Божественного присутствия превосходит все проявления конечного и определенного. Она проявляет себя в пленяющей, преображающей и возвышающей силе благодати, открывающей новое измерение познания Бога4, несущее блаженство.
1Более подробно см.: Джен Картерис. Управление в сложных системах. Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=oTEZJTqU5XM&t=6s (дата обращения 4 октября 2022).
2Блж Августин. Исповедь. XIII, 30, PL 32, 857. Электронный ресурс: https://www.litres.ru/blazhennyy-avgustin/ispoved-11828790/chitat-onlayn/ (дата обращения 4 октября 2022).
3Блж Августин. Исповедь. III, 11, PL 32, 688. Электронный ресурс: https://www.litres.ru/blazhennyy-avgustin/ispoved-11828790/chitat-onlayn/ (дата обращения 4 октября 2022).
4Лосский В. Н. Богословие и Боговидение: Сб. ст. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. С. 34.
Автор статьи: Татьяна Горбачева, профессор богословия, кандидат психологических наук, преподаватель курсов: «Брак и семья», «Конфликтология», «Пасторское душепопечительство» и др.